ylucc (ylucc) wrote in momo_capor,
ylucc
ylucc
momo_capor

Капор и ТВ

Что вы знаете о Момо Капоре - сценаристе, актере и оформителе? Держу пари, что немного. Я тоже знаю немного, но жажду поделиться своими скромными познаниями :).

Итак, наш многоликий герой много лет неразрывно связан с ТВ. С сербским/югославским, конечно. Еще тогда, когда Югославия была единой, деревья большими, а Тито - живой, он дебютировал в качестве сценариста комедии "Банкет". Фильм был черно-белый, не цветной. Тогда все телевидение было черно-белое. На дворе стоял 1965 год. В том же году Капор принял участие (в том же качестве) в создании еще одного фильма: "Миндаль с той стороны смерти". Как ясно уже из названия, это драма. Режиссер тот же: Марио Фанелли. Итальянец, перебравшийся в Югославию и снявший там кучу телефильмов. (Фанелли умрет 18 июля 1991 года в Загребе - вместе со страной, ставшей его второй родиной).

Потом будут "Проводы" (1966), документальная "Испания юности нашей" (1967), "Сеанс" (1968), "Кое-что темное и тяжелое" (фильм снят в Македонии), "Dzoli dzokej" (1975).

Чем примечательны эти фильмы, кроме имени сценариста? "Сеанс" - один из первых фильмов (точнее, 4-й) Раде Сербеджии. Не знаете, кто это? Ай-яй-яй, главного голливудского "русского" надо знать в типично русское лицо:)). Раде Сербеджиа, он же Raf Larin, он же Dmitri Gredenko, он же Sergei, он же Viktor Schlivitsky, он же генерал Vostov - и все злодеи. Впрочем, ну его на фиг, хамелеона :). Вернемся лучше к Капору.

В 1984 году выходит "Уна" - экранизация повести Капора. Режиссер - Милош Радивоевич, снявший 29 фильмов и сделавший дочь Катарину ("Зона Замфирова"). В 1985 - "Конец викенда". Потом - пауза. И в 1997 - шестисерийный "Кабаре 011".

Довелось Капору и играть. В драме "Нападающий" (1993) он сыграл эпизодическую роль Писателя. Она если и не превратила Момо в нового Джеймса Дина, то и не окончилась трагически :). А в документальном фильме о жизни сербского и югославского художника Косты Хакмана (2005) он "сыграл" самого себя. (Кстати, Хакман был очень интересным человеком. Первую половину жизни, с 15 лет, как вступил в "Младу Босну", и до конца второй мировой, когда он вернулся из концлагеря домой, он творил и видел историю 20 века; а вторую половину он эту историю рисовал). Профессиональные знания, которые передал ему профессор Хакман, Капор применил, выступив художником-оформителем (или декоратором) в многосерийном "Неудачнике" (1968) и "Милеве Эйнштейн" (1972). А в партизанском вестерне "Вальтер защищает Сараево" (1972) Капор подрабатывал помощником режиссера. И не зря: фильм, не дошедший до советских экранов, стал необычайно популярен в КНР, а исполнитель главной роли Велимир Бата Живоинович... впрочем, этого все знают :).

Велик ли вклад Момо Капора в югославское кино, спросим мы? Все относительно, как заметила Милева, жена Эйнштейна. Для того, чтобы признать его живым киноклассиком, маловато. Для одного абзаца в толстенной энциклопедии сербского/югославского кино - хватит. Для того, чтобы писать о фабрике грез не понаслышке, а с той глубиной, которая дается только личным опытом, более чем достаточно.
А нам-то больше ничего и не надо :).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment